О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для специалистов и сочувствующих

Медицина и здоровье


Психологически в отношении своего здоровья человек часто рассчитывает на медицину больше, чем она реально для него может сделать. Видимо, это связано с тем, что мы вспоминаем о здоровье только тогда, когда уже пора обращаться к врачу. Но нужно понимать, что врач обычно занимается только тем недугом, на который вы пришли ему пожаловаться. Исторически при возникновении медицины как науки акценты были поставлены иначе: медицина больше занималась если не здоровым образом жизни как таковым, то профилактикой болезней. Если же болезнь возникала, то для ее устранения использовались средства, мобилизующие защитные силы организма на борьбу с этой болезнью. Это было во многом связано с отсутствием надежных знаний о природе заболеваний. Но по мере накопления опыта лечения профилактика ушла на второй план. Наблюдая постепенный переход от профилактики к лечению уже имеющихся заболеваний, еще в XVI веке выдающийся английский философ и экономист Ф. Бэкон писал: "Первая обязанность медицины - сохранение здоровья, вторая - лечение болезней". Кроме того, многочисленными примерами история подтверждает, что экономически лечение дороже профилактики.

В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:

1. Первичная профилактика. Ориентирована на весь контингент детей и взрослых. и ставит своей задачей улучшение состояния их здоровья на протяжении всей жизни. Предназначена для формирования здорового образа жизни, увеличения резервов компенсации, обучения правилам безопасности, и, следовательно, для предупреждения развития любых заболеваний. Ее основой часто являются народные традиции поддержания здоровья.

2. Вторичная профилактика. Занимается выявлением предрасположенности к заболеваниям, прогнозированием их риска, выработкой рекомендаций для уменьшения предрасположенностей. Изучает наследственные факторы, анамнеза жизни и влияние факторов внешней среды.

3. Третичная профилактика. Предназначена для предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.

Разумеется, наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактика, означающие работу со здоровыми или только начинающими заболевать людьми. К сожалению, у медицины до этих видов профилактики "руки не доходят", а практически все усилия сосредоточены на третичной профилактике. В то же время около 80% заболевающих граждан внимания медиков лишены. Это означает, что, не имея представления о состоянии своего здоровья и путях развития заболевания, считая себя здоровыми, они не обращают внимание на свое здоровье и постепенно переходят в болезненное состояние. Не зря поэтому Оттавская хартия укрепления здоровья (1986) призывает членов ВОЗ больше внимания уделять вопросам здоровья, а не болезням, и изменить характер взаимоотношений между службами здравоохранения и населением.

В настоящее время реализовать призыв Оттавской хартии оказывается достаточно сложным в силу целого ряда причин, среди которых следующие:

Как отмечает уже упоминавшийся С. Чепмен, "странно и любопытно, что в то время, как в биологии человека мы занимаемся только болезненными процессами, в области зоологии и агрономии мы создали специалистов, занимающихся здоровыми растениями и животными, которые должны создавать для своих подопечных такую среду обитания, включая питание, которая оберегала бы их от болезней, а также выращивать устойчивые к болезням виды, причем в такой степени, которую вовсе невозможно вообразить в области человеческих отношений". Отсюда особенно понятной становится необходимость изучения путей и средств обеспечения здоровья в валеологии, в дополнение к изучению болезней в медицине. Однако для этого необходима теория здоровья, которая бы вскрыла механизмы и пути его достижения, диалектического единства здоровья и образа жизни человека. Э. Вайнер пишет: «Не имея такой теории, медицина носит преимущественно запретительный характер ("так нельзя"), но не дает принципиальных установок и рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья ("так надо")».

Подготовка врачей в вузах посвящена большей своей частью лечению болезней, и чаще всего со специализацией на определенной патологии. Понятно, что, сталкиваясь преимущественно "своей" патологией, врач часто не видит состояние организма в целом, что не позволяет ему осознавать само понятие здоровья. Часто врач ориентируется лишь на рекомендуемые для данной системы медицинские нормы и схемы лечения. Схематизация лечения делает подход к болезни более формальным. Переход к формату страховой медицины поддерживает развитие схематизации, т.к. при соблюдении утвержденных схем врач уменьшает риски штрафных выплат страховым компаниям в случае неудачного исходы лечения.

Первичная профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для этого сама система здравоохранения не выделяет врачу необходимого времени. Весь контакт с пациентами практически полностью посвящен (в названной далее последовательности!) 1) ведению медицинской документации, составлению отчетов, 2) осмотру, обследованию и назначение лечения. Кроме того, врач не имеет соответствующей для работы с населением психолого-педагогической подготовки, которая позволила бы ему вести профилактическую работу с использованием педагогических технологий и воспитательных принципов. Что касается гигиенистов (выпускников медико-санитарного факультета), которые наиболее близки к тому, чтобы реализовать идеи первичной профилактики, то они главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем человека, а также выдачей всевозможных разрешений (на торговлю, производство, пр.) в санитарно-эпидемиологических станциях. Врачи-диетологи занимаются преимущественно лечебным питанием, а не обучением основам рационального питания, психотерапевты - коррекцией нарушений психики, а не профилактикой психических заболеваний и психологических расстройств, и т.д.

Отдельного внимания заслуживает лечебное направление медицины. Стандарт лечения болезни с полным ее устранением практически не работает, так как усилия врача направлены на устранение симптомов (например, боли). Но даже с точки зрения классического определения болезни (смотри «Словарь валеологических терминов») именно симптом отражает адаптивную реакцию организма, т.к. происходит включение защитных механизмов, направленных на нормализацию состояния. Добиваясь временного, часто субъективного, облегчения у больного за счет устранения симптома, врач не устраняет причину, его вызвавшую, и тем самым загоняет болезнь "внутрь", часто провоцируя ее дальнейший переход в хроническую форму.

Чаще всего описанный характер "лечения" обусловлен двумя взаимосвязанными обстоятельствами.

Во-первых, врач не имеет модели здоровья, ориентируясь на которую он мог бы оценивать эффективность и корректировать лечение. В лечении у врача есть только один ориентир – норма, но такая "норма" порочна в связи с тем, что она:

– отражает лишь среднюю статистическую величину для популяции, к которой относится данный больной, но не учитывает его индивидуальные типологические особенности;

– чаще всего отражает состояние "больной" системы, а не всего организма в целом, что, к сожалению, мало интересует врача.

Понятно, что, добившись возврата показателей больной системы к "норме", врач тем не менее не добивается самого выздоровления и часто расстается с больным лишь до следующего обострения болезни. Вот почему известный клиницист И.В. Давыдовский отмечает, что эффективность медицинской науки возрастет только тогда, когда через изучение здорового человека она сумеет раскрыть общие принципиальные закономерности его обеспечения, которые сумеет использовать и в лечении.

Во-вторых, медицина, не имея модели здоровья, не владеет и методологией оздоровления, построенной на использовании больших адаптационных возможностей организма. Однако для того, чтобы вызвать к жизни и заставить работать оставшиеся здоровые силы организма для оздоровления, необходимо стимулировать их именно теми средствами, которые их сформировали в эволюции (сюда следует отнести движение, температурные влияния, натуральное питание, нормализацию психической обстановки и т.д.). Признавая значение этих средств, врач тем не менее рекомендует больному те, которым в процессе его профессиональной подготовки его лучше всего обучили, – фармакологию, покой или скальпель. Привлекательность и для больного, и для врача такого подхода заключается в быстром эффекте устранения симптома, что создает у больного иллюзию быстрого выздоровления. Использование же естественных сил природы и переход к здоровому образу жизни дает результат, хотя и гораздо более медленно, но намного более радикальный. Кроме того, в этом случае от самого пациента требуется перейти на требующий от него усилий режим, который академик Н.М. Амосов назвал режимом ограничений (в том, что приятно) и нагрузок (в том, что тяжело).

Вот почему в лечении врач использует не стратегический подход – достижение здоровья, а тактический – устранение острых явлений, что само по себе ущербно, так как не прогнозирует отдаленные последствия подобного лечения (или, что еще страшнее, врач знает о негативных последствиях, но продолжает "лечить" теми же средствами). В лечении чаще всего главными являются лекарственные препараты, покой и хирургические вмешательства. Понятно, что при реанимации и интенсивной терапии требуется использование прежде всего фармакологических средств, которые дают быстрое устранение острых явлений. Большинство фармпрепаратов обладают сильным направленным действием и максимально активизируют борьбу за выживание организма, но только на короткое время. Кроме того, у таких препаратов часто имеется множество побочных эффектов. После их применения человеку часто требуется восстановлением поврежденных органов и тканей, участвующих в выведении из организма метаболитов такого препарата, или пострадавших из-за побочного действия. Но этим обычно врачи не занимаются. Кроме того, даже не признают, что назначили препараты, которые могли дать такие побочные эффекты. С их точки зрения эффект достигнут: симптомы болезни ушли. Не делают они и следующего необходимого шага: не определяют, почему возникло заболевание, какие защитные механизмы были слабы, как их усилить, как повысить резервы адаптации, как уменьшить риски повторного срыва компенсации. Кроме того, многие фармпрепараты не пригодны для длительного применения и частого повтора курсов лечения. Вы замечали, как каждый простудный сезон у Вас начинает болеть горло. Вы идете в аптеку, покупаете леденцы «от кашля», которые, кстати, содержат антибиотики. И в лучшем случае, вы не нарушаете дозировку. Но это повторяется каждую зиму, а иногда и несколько раз в году. А Вы не задумывались, что нужно сделать, чтобы не болеть каждую зиму? А рассказывал ли Вам на приеме об этом когда-нибудь участковый терапевт? Или только рекомендовал Вам леденцы «от кашля»? Важно понимать, что симптомы будут сняты, но препараты сами по себе токсичны, часто имеют химическое (не природное) происхождение. Частый прием различных препаратов из аптеки ведет к возникновению аллергий.

Когда мы говорим о природном и синтетическом происхождении препаратов, то не хотим уподобляться тем валеологам, которые говорят, что все природное – хорошо, все химическое – плохо. Но важно понимать, что в процессе эволюции человек привык употреблять в пищу, для лечения, гигиенических процедур определенные растения, произрастающие в его регионе. К этим растениям он адаптировался, и они наносят ему наименьший вред.

Что касается покоя, то шуточный принцип «завяжите, полежите – само пройдет» только лишний раз доказывает, что в организме есть большие собственные резервы, при мобилизации которых можно добиться выздоровления. Покой при большинстве заболеваний действительно является обязательным условием полноценной мобилизации резервов. Однако он не может быть рекомендован после устранения острых явлений как средство укрепления организма, особенно при хронических заболеваниях. Мышечный покой ведет к уменьшению кровоснабжения жизненно важных органов, к снижению функциональных резервов, развитию атрофии, дистрофии тканей, медленному течению регенерации и т.д. Высокая подвижность, напротив, мобилизует резервы организма по избыточному принципу, а значит увеличивает резервы адаптации. Думаем, что отсутствие такого подхода к лечению и дает низкую эффективность медицинских мероприятий. Этим и объясняется вклад в здоровье медицины не более 10 %.

Гиппократ говорил: «Медицина часто успокаивает, иногда – облегчает, редко – лечит». А уже упоминавшийся Ф. Бэкон отмечал: «Лечение болезней составляет ту часть медицины, на которую было затрачено много труда, хотя результаты его оказались весьма скудными».

Поэтому мы, говоря о необходимости профилактики болезней в первую очередь, предлагаем заниматься валеологическим образованием.

Но медицина - наука консервативная и закрытая для «посторонних». Любой не принадлежащий к ее клану, но говорящий о здоровье, постоянно подвергается «проверке на прочность». В практике экономически развитых стран быть врачом престижно из-за высоких доходов. В странах бывшего СССР медицина значительно менее доходна для медицинских работников, но профессия врача уважаема в обществе.

Все медицинские практики принято делить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционная (син. - классическая, официальная, конвенциональная, ортодоксальная) медицина использует накопленный обществом опыт о способах и средствах лечения, передает его во врачебных династиях и медицинских школах от поколения к поколению, признается государством, полностью регламентируется законодательными актами.

Термин «традиционная медицина» имеет два общепринятых смысла:

1. признанная обществом и государством медицина;

2. медицина, отличающаяся от нетрадиционной (син. - народной, альтернативной, комплементарной).

Представители традиционной медицины стоят на позициях, что альтернативная медицина неэффективна, и даже опасна. Например, встречающаяся периодически ситуация: лечение рака молочной железы не было начато вовремя, так как когда у женщины появились субъективные ощущения заболевания, она обратилась к народному целителю, который порекомендовал ей прикладывать к грудной железе лист капусты с медом. В результате, не получив эффекта, после ухудшения состояния, эта женщина обратилась к онкологу, когда рак был уже в неоперабельной стадии.

Существует и другая последовательность применения методов традиционной и нетрадиционной медицины. К нетрадиционной медицине часто обращаются пациенты, в помощи которым было отказано традиционной. Это можно отнести и к вопросам онкологии. В ситуациях, когда рак находится в неоперабельной стадии, и в помощи онкологами такому человеку отказано, больные начинают искать все доступные способы лечения. Иногда такие поиски увенчиваются успехом настолько, что результаты удивляют врачей: при повторных обследованиях, даже в случаях предварительно верифицированных диагнозов, подтвержденных гистологическими данными, врачи обнаруживают, что после применения нетрадиционных методов опухоль исчезла бесследно. На этой практике основано утверждение некоторых онкологов: «Теперь мы бессильны, пробуйте сами, минимальный шанс всегда есть».

Альтернативная медицина включает в себя все методы диагностики и лечения, эффективность которых при конкретной патологии не доказана в ходе клинических испытаний. Если метод нетрадиционной медицины, с помощью которого проводилось эффективное лечение, накапливает определенную статистику, свидетельствующую в его пользу, он может перейти из нетрадиционной медицины в традиционную благодаря научному обоснованию.

Научная (син. - ортодоксальная) медицина включает систему знаний по врачеванию, основанную на данных научно-технического прогресса, связана с экспериментом, в результате которого накапливается клинический опыт, проводится статистическая обработка результатов, под эмпирические знания подводятся научные концепции, гипотезы, теории и философские идеи. Так, например, в Украине врач имеет возможность получить в Академии последипломного образования медицинскую специальность «Нетрадиционная медицина», и практиковать с таким дипломом методику иглоукалывания, гирудотерапию, диагностику по Фоллю и Накатани и др.

Конвенциональная медицина - медицина, строго регулируемая и лицензируемая государственными органами. Базируется на общепризнанных научных знаниях, изложенных в авторитетных учебниках, энциклопедиях и справочниках, по которым ведётся преподавание в медицинских институтах, университетах и академиях.

Комплементарная медицина - чуть более узкое понятие по сравнению с нетрадиционной медициной. Такая медицина официально не поддерживается государством, но и не запрещена, а также регулируется в законодательстве отдельными нормативными актами. К разновидностям комплементарной медицины в России относятся гомеопатия, фитотерапия, ароматерапия, психоанализ, аюрведическая медицина и др. Часть разновидностей нетрадиционной медицины в понятие комплементарной не входят и находятся за рамками государственного регулирования (хиропрактика, шаманизм и др.).

В русском языке понятия альтернативная (нетрадиционная) медицина имеет специфический смысловой оттенок: подразумевается, что это направление определённым образом противостоит традиционной (ортодоксальной) медицине. Однако английский термин Complementary and Alternative Medicine (САМ), используемый во всём мире, лишён подобного оттенка противостояния. Комплементарная медицина в большинстве стран рассматривается отчасти, как народная (фитотерапия), отчасти - как современная, но не имеющая должного научного объяснения (гомеопатия, метод Фолля). САМ в системе здравоохранения большинства стран дополняет научную медицину.

Мы также предлагаем выделять в отдельную категории медицинских знаний авторские и восточные оздоровительные системы.

Наиболее известные восточные оздоровительные системы – йога, ушу, тайцзицюань (тай-чи чуань), цигун.

Восточная медицина (тибетская, китайская, индийская), в отличие от традиционной европейской, относит к факторам, составляющим здоровье (с учетом их процентного соотношения):

  • образ мыслей (70 %);
  • образ жизни (20 %);
  • образ питания (10 %).

Нужно отметить, что в европейских странах методы восточной медицины относят к нетрадиционным, тогда как в самих восточных странах они считаются классическими (традиционными).

У представителей традиционной и нетрадиционной медицины различная ответственность за ошибки и нанесение вреда здоровью не с точки зрения уголовного и административного законодательства, а по общественному мнению. Применение псевдолечебных методик с целью получения наживы является шарлатанством и мошенничеством. Если народный целитель не помогает излечить заболевание, то обычно вспоминают, что медицине он не учился, диплома врача у него нет. Если ошибается врач - с него больший спрос.

Деятельность медицинских работников и медицинских учреждений регулирует специальный раздел права - медицинское право. Медицинское право регулирует отношения в сфере здравоохранения и медицинского страхования; иными словами - все отношения, возникающие по поводу организации, оказания медицинской помощи и оплаты.

Главными участниками рассматриваемых правоотношений являются: пациент; медицинский персонал (в частности - лечащий врач); медицинское учреждение (ЛПУ, НИИ, медицинские институты и др.); страховые медицинские организации; государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерства здравоохранения, государственные фонды обязательного медицинского и социального страхования.

Кроме того, в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: органы, выдающие медицинским учреждениям разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензии и сертификаты); медицинские ассоциации; контролирующие организации (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и др.), суды.

Роль государства обычно заключается в следующем:

  • гарантии минимального объёма медицинской помощи, оказываемой бесплатно (например, в РФ в рамках ОМС);
  • установление стандартов оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения как государственными, так и частными медицинскими учреждениями;
    контроль деятельности медицинских учреждений;
  • выдача необходимых разрешений для оказания медицинских услуг (лицензии, сертификаты медицинских учреждений; дипломы и сертификаты врачей);
  • аккредитация медицинских работников и медицинских учреждений;
  • ведение надзора за деятельностью ЛПУ;
  • привлечение лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов, к ответственности;
  • распределение полномочий между центральными и местными органами управления здравоохранения (например, в РФ между федеральными и муниципальными органами, в Украине – между Министерством здравоохранения и Главными управлениями здравоохранения областей);
  • определение круга прав и законных интересов лиц в области здравоохранения, охрана их и гарантии на защиту в случае их нарушения.

Врачебные ошибки могут стать причиной обращения в суд с целью возмещения ущерба, нанесенного здоровью, со стороны пострадавших пациентов, его родственников или страховых компаний. Общественное мнение всегда было более требовательным к врачу, чем к народному целителю.

За свои ошибки врач несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Врач имеет свои права и обязанности. Если сделать выборку из должностных инструкций и законодательных актов, права лечащего врача следующие:

  • право на занятие медицинской деятельностью (фармацевтической деятельностью, частной медицинской практикой, целительством) в установленном порядке;
  • право на работу по трудовому договору (право на обеспечение условий и объёма деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; право на переподготовку и на совершенствование профессиональных знаний);
  • право на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
  • право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
  • право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;
  • право на обязательное страхование в случае работы, связанное с угрозой жизни и здоровью;
  • право на беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;
  • право выдачи листка нетрудоспособности сроком до 30 дней;
  • право отказа от наблюдения и лечения пациента, не соблюдающего предписания и правила внутреннего распорядка ЛПУ (если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих и согласовано с соответствующим должностным лицом);
  • право на создание профессиональных ассоциаций и иных общественных объединений для защиты своих прав.

Обязанности лечащего врача:

  • удовлетворение необходимым требованиям для осуществления медицинской деятельности (специальное образование, соответствующие диплом, звание, сертификат специалиста, лицензия);
  • добросовестное исполнение своих служебных обязанностей (оказание пациентам медицинской помощи соответствующего объёма и качества);
  • соблюдение врачебной тайны (конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, полученных врачом при обследовании и лечении пациента).

Важнейшие философские и этические принципы медицины сформулированы в положениях традиционной клятвы врача, которая дается после окончания обучения перед началом врачебной практики. Клятва врача основана на положениях клятвы Гиппократа. Один из принципов медицинской практики - «не навреди». Точнее сказать так: «помоги, а если не можешь – хотя бы не навреди».

Учитывая огромный арсенал медицинских методов, наличие сложного и дорогостоящего оборудования и медикаментов, постоянные научные открытия, разветвленную сеть лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), возможности современной медицины постоянно растут, как и стоимость обследования и лечения. В экономически развитых странах расходы на здравоохранение всегда составляют ощутимую часть семейного бюджета. Выходом из сложившейся ситуации часто служит медицинское страхование.

Медицина оперирует рядом понятий, таких как здоровье, здравоохранение, болезнь, терминальные состояния, смерть, смертность, заболеваемость, рождаемость, инвалидность, травматизм, диагноз, диагностика, анамнез, катамнез, симптом, синдром, нозология, этиология, патогенез, эпикриз, др. Для дальнейшего чтения раздела необходимо пояснить основные понятия медицины и их взаимосвязь.

1. Здоровье и здравоохранение

Здоро́вье - состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; состояние, противоположное болезни; отсутствие недуга, болезни; динамическое состояние организма, характеризующееся полной психофизической и социальной гармонией в нормальных (не экстремальных) условиях жизнедеятельности.

Здравоохранение - система организации охраны здоровья человека на уровне государств. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), являющаяся составной частью Организации Объединенных Наций (ООН). По уставу ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Но это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. Так, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном - процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

В медико-социальных исследованиях выделяют различные уровни здоровья:

1. индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека;

2. групповое здоровье - здоровье социальных и этнических групп;

3. региональное здоровье - здоровье населения административных территорий;

4. общественное здоровье - здоровье популяции, общества в целом.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей - качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • Продолжение »

© IIPHS, 2010

Сделать бесплатный сайт с uCoz